ВВЕДЕНИЕ

Эту историю все рассказывают по-разному. Люди,- по- своему, а вот крысы,- совсем иначе. Кто из них ближе к истине? Не знаю.

В пользу двуногих говорят письменные свидетельства, но газеты и научные труды, в общем, не противоречат и той версии, которая изложена в преданиях зверьков. Да и потом, не ясно, можно ли вообще верить дневниковым записям непосредственных участников событий. Все дело в тонких ньюансах, скорее даже в эмоциональной окраске фактов и побуждений.

За крыс говорит уже то, что животные не умеют лгать. Утаивать правду, хитрить,- да, но не искажать факты. С другой стороны, после событий на Куперс-Крик, одной оз сезонных рек на юге Австралии, прошло столько времени, что многие события могли и позабыться. Особенно крысами, с их быстрой сменой сменой поколений.

Иногда мне казалось, что во всем этом разобраться уже просто невозможно, и тогда я вспоминал пионеров Австралии, которые, несмотря на иссушающий зной и бескрайние пустыни все таки не отчаивались, и осваивали континент, дарованный им Богом.

А еще я вспоминал крыс, которые вопреки всему, не только выживают, но и ухитряются, если надо, прогрызать даже бетонные стены, для того, чтобы найти подходящее место для гнезда.

И тогда я решил,- перескажу эту историю так, как я ее понял. Может быть, кое-что здесь,- не абсолютно точное изложение событий,- не важно. Главное,- все в этой истории, а может быть и сказке,- правда, хотя: лИстина,- как говорит один мой знакомый крысак Крис,- Это не только изложение фактов╗.

 

АВСТРАЛИЯ.

лЧто было,- то было

а днесь,- надо есть, но все же в любой из нор,

Никто не забудет про подвиг и жизнь крыс из Куперс-Крик

Молва пронесется крысенком в тиши, как запах тревог и любви,

Но в каждой схоронке, и в гнездах любых,- помнят о Куперс-Крик!

И всем новорожденным крошкам своим мамаши споют в тишине

О гордых подвигах смелых, лихих, крыс из Куперс-Крик

Пусть эту историю вдаль понесут крысята как гимн живых,

Великую песню об острых резцах крыс из Куперс-Крик!

Пока не иссохнет последний поток, покуда в пыли земной

Пасюк оставляет метки свои,- мы помним о Куперс- Крик!╗

Песни о Куперс-Крик. Перевод с Лингва Ратта (крысиного)

***

Если бы капитан Кук не открыл Австралию англичанам следовало бы ее выдумать. А как же иначе,- куда еще верноподданые судьи Ее Величества Королевы Виктории могли бы отправить столько мелких и средних воришек да жуликов, которых повесить, вроде бы, жалко, а оставлять на территории Соединеного Королевства,- тоже неохота. Целый континент пустых, или, по крайней мере, почти пустых, земель! Есть где разместить и каторжные тюрьмы, и фермы для отъезжающих католиков, анабаптистов, индепендентов, и прочих неудобных личностей. Пусть живут, пусть заселяют неизведанные территории, разводят овец, ищут золото, алмазыЕ Пусть делают что хотят, лишь бы подальше от туманных улочек Лондона, изумрудных полей Кента, темных шахт Йорка и малахитовых торфянников Девона.

лКоролева Морей╗, лКоролева Виктория╗, лПринц Черлз╗, лКоролева Юга╗, лПринц Йоркский╗,- и еще десятки Принцев и Королев отходили от причалов Туманного Альбиона, и брали курс на юг, к далекому Зеленому Континенту. Впрочем, не такой уж зеленой была эта новооткрытая Южная Земля,- весь центр материка покрывали Великие Пустыни.

Люди приходили, и основывали новые колонии,- Квисленд, Ботани Бич, Южная Австралия, Земля Виктории, а вместе с людьми прибывали крысы. Их не отправляли в путешествие строгие судьи в высоких париках, они не оформляли заявки на владение землей. Они просто приплывали на тех же коряблях с гордыми именами и грязными трюмами, рыли норы в новой, южной земле, выводили крысят и расселялились. Им находилось место и в бараках каторжных тюрем, и в новых домах совсем молодых городков, в резиденциях губернаторов и лачугах бедноты. Крысы,- умеют жить везде.

Где крысам было лучше? Трудно сказать! Конечно, даже у самого завалящего губернатора корм получше, но зато и хлопот во дворце побольше, чем в убогой хижине.

В каторжной тюрьме Ботани Бич долго помнили крысака по кличке Мастер. Он не только сумел найти общий язык с невольными лпостияльцами╗ доброй королевы Виктории, но и на самом деле стал Мастером,- хозяином тюрьмы, и горе тому заключенному, который осмелится не проявить должного уважения к хвостатому властелину,- быть его ботинкам погрызанным!

Впрочем, Мастер был не только строг, но и милостлив. Не раз его замечали дремлющим на груди какого-нибудь захворавшего заключенного, и, хотите верьте, хотите нет,- не было случая, чтобы больной через день- два не вставал на ноги!

А вот в Квисленской тюрьме крыс невзлюбили. Не случайно,- ведь туда отправляли тех, кто даже не стеснялся отнять у посланного в лавочку ребенка пару шиллингов,- где уж такой швали поладить с благородным зверем! Впрочем, крысы жили и там, им-то не привыкать к человеческой злобе. Крысы,- жили, а вот сами заключенные, в этом месте, не очень-то выживали,- и малария их трепала, и холера с дизентирей давили. Не то место было очень не здоровое, не то люди такие попадались.

Пожалуй, лучше всего крысам было все-таки у фермеров. За городом, даже в те далекие времена и воздух был чище, и еда здоровее. Конечно, нельзя сказать, чтобы фермеры относились к пасючкам с любовью и нежностью, но крысы приспосабливались.

Впрочем и среди крестьян тоже были разные люди. Джон Перри, тот самый, сын которого открыл в Австралии одну из первых алмазных россыпей, с крысами вполне ладил. На заднем дворе его мельницы была вырыта канава, куда каждый день высыпалось полтора галлона отрубей. Вроде и не много, а вот поди-ж ты,- до того самого времени, пока Перри не продали мельницу,- ни разу зверьки не погрызли ни одного мешка!

Святой отец Питер исправно совершал мессы, читал проповеди немногочисленным католикам Дарлинга, да с переменным успехом крестил аборигенов. Впрочем, гораздо больше чем проповеди, привлекала многих жителей городка бесплатная осянка, которую славный слуга церкви каждый вечер раздавал голодным и бедным прямо во дворе храма. Остатки пищи аккуратно собирались и выливались в большое плоское корыто,- для пасючков и птиц. Преподобный отец справедливо считал, что всякая тварь Божия имеет право на помощь со стороны Его служителей, и по-видимому, Творец был с ним полностью согласен, потому, что не прошло и семидесяти лет, как очередной Папа Римский, официально причислил Питера к лику святых. Как водится,- посмертно.

***

лВсе-таки,что бы не было,

небо нависло небылью,

вещая, гордо-смелая, к небу дорога зовет,

Облако снежно-белое,

ветренно-очумелое,

жизнь без дорог,- не цельная, день породждает путь.

Что нас зовет в дорогу?

не ветерок-недотрога,

он лишь тревожит немного славных, задорных крыс,

Темень кустов сторогих,

сумрак уныло-строгий,

что беспокоит ноги вечных как мир зверьков?

Разве ведет нас голод?

Утро лучами тронет,

искорки рос уронит перед палящим днем,-

голод,- всего лишь повод,

грозы над нами стонут,

путь, как мечта, не понят,- он ради звезд и гнезд!╗

Песни о Куперс-Крик. Перевод с Лингва Ратта (крысиного)

***

Впрочем, кто сказал, что Австралия была лпустой землей╗? Это только лордам Адмиралтейства казалось, что территории над которыми не развевается флаг одной из европейских держав,- ничейные. Конечно же, просторы Зеленого Континента были заселены,- и людьми и животными, но белым поселенцам не было до этого никакого дела. Британская Империя не привыкла считатся с теми, кто не удосужился изобрести высокие судейские парики, тюрьмы и виселицы. Но зато она брала на себя тяжкое бремя Белого Человека,- познакомить несчастных дикарей со всеми этими благами цивилизации.

Крысы не брали на себя никакого бремени,- им и без этого забот хватало. Они просто приходили на новые места, устраивались и жили. Зверьки не собирались никого учить, они учились сами. В новых местах были новые виды пищи, и добывать их, нередко тоже приходилось по-новому, здесь встречались враги, которых не водилось в лдоброй старой Англии╗,- и их нужно было научится распознавать. Пока английские миссионеры крестили аборигенов, прививали им вкус к хлопчатобумажным трусикам иа логненной воде╗,- крысы не торопясь познавали новый для них мир, осторожно пробовали новую пищу, боролись с ранее незнакомыми опасностями.

Однажды, не то в январе 1802 не то в декабре 1801 на стоянке племени Кузилусов показался странный человек. Белокожий, худощавый,- он был с ног до головы закутан в какие-то странные полотнища, и говорил на непонятном языке. Люди племени приветливо приняли пришельца. Сначала они даже жалели его,- полуголые охотники решили, что незнакомец тяжело ранен или опасно болен, но увидев, как задорно пришелец уминает жареную кенгурятину, немного успокоились,- у умирающего не может быть такого аппетита. Со временем гость освоил несколько сот слов немудренного языка аборигенов, да и многие охотники нахватались немного из странной речи пришельца, и тогда люди племени Кузилусов узнали много интересных вещей.

Для начала миссионер растолковал хозяевам, что они,- сущие дикари и невежды, и вообще, не так уж сильно отличаются от каких-то обезьян (правда кто такие, эти лобезьяны╗ не смогли понять даже мудрейшие старейшины, что, несомненно, только подтверждало их дикость и необразованность), потом он объявил, что несмотря на темноту и образованность у них все-таки есть бессмертные души, которые он, Викарий Вильям Грассхоперсон должен обязательно спасти.

Поначалу, спасение душ Кузилусов показалось не столь уж и сложным. Викарий, бормоча какие-то непонятные слова, капнул каждому из людей племени по три капли воды на голову, после чего вручил красивые блестящие бусы.

Бусы,- это было, конечно, неплохо, но однажды сын Большого Казуара, который, после крещения стал почему-то Биллом, взял у Викария кусок сладкого камня. Это ничтожное событие (ведь у Грассхоперсона оставался еще целый мешок таких же камешков), почему-то страшно расстроило пастыря заблудших душ. Он тут же объявил, что душа несчастного Билла,- навеки погибла, а когда Большой Казуар, для того, чтобы утешить обиженного гостя, предложил еще немного покапать на голову мальчишке, раскричался еще сильнее.

Тогда Вождь, желая спасти остальные, еще не погибшие души, решил уйти прочь с обжитых мест. Пусть даже в новых угодьях не будет столько дичи и источников хорошей воды,- несчастным Кузилусам явно стоило держаться подальше от сладких камней пришельцев.

Через два года на землях племени уже паслось несколько сот овец, и это было справеливо,- ведь тонкорунные красавицы явно меньше походили на обезьян, чем дикие аборигены.

А вот род Кускуса не ушел никуда. Оказалось, что с белыми пришельцами, вполне можно жить мирно. У них даже удавалось раздобывать особую воду, которая, хоть и была совсем невкусной, делала Кускусов веселыми. А еще у белых была соль, от которой мясо становилось еще вкуснее. Правда, мяса стало совсем мало,- ни кенгуру ни эму, ни даже глупые большеноги не захотели жить рядом с пришельцами. Вместе с ними жили овцы, коровы, куры и лошади, но на них охотиться было нельзя,- за убийство этих животных белые подвешивали за шею, и даже не разрешали снимать, пока несчастный охотник не умирал. А еще у белокожих были ружья, которые убивали тех, кто не подчинялся, или не хотел вешаться. Впрочем, Кускусы не голодали. Вернее, почти не голодали. В жилищах у белых очень часто можно было найти какую-нибудь работу, а за это добрые хозяева сытно кормили, и, если были довольны, разрешали даже выпить немного веселящей воды. Правда, совсем немного.

Однажды юный Амос из племени Кускуса встретил нового зверька. Он походил на небольшого Узука,- такое же вытянутое рыльце, длинный, покрытый едва заметной шерсткой хвост. Амос бросил палку и убил зверя. В тот день в кукурузной похлебке удачливого охотника было немного мяса. С тех пор, люди племени охотились на новых зверьков.

-Воспитывать этих дикарей,- все равно, что учить чурбан грамоте,- делился со своми домашними Джин Бислоу, проповедник местной общины.

-Почему?- удивилась его благоверная, нарезая жаркое из седля барашка.

-Ах, дорогая, совсем недавно я узнал, что чернокожие убивают и едят крыс!

-Фу!- поморщилась госпожа проповедница.

И она была совершенно права, разве станут настоящие джентльмены есть мясо поганых тварей!

Но для крыс в странных вкусах аборигенов не было ничего удивительного,- каждый крысенок, едва покинув родительскую нору твердо знает,- двуногие,- это враги, и доверять им нельзя нигде и никогда. Белые, черные, желтые, взрослые и детеныши,- они всю свою жизнь только тем и занимаются, что норовят убить крысу, а для еды, или просто так,- не важно.

***

лДаже пусть

людьми захвачен мир,

но из дыр

в полах людских строений

без сомнений

виден чуткий нос,-

крыс унес

кусок сухого сыра!

Разве миром

сладить нам с людьми?

Только мы

схоронимся повсюду,

что нам груды

острых валунов,

вой котов

и гибельность ловушек,-

наши души

живы,- к совам грусть╗

ааааааааа Песни Ночи..Перевод с Лингва Ратта (крысиного).

 

Hosted by uCoz