Ночной
разговор.
Этой ночью Ратмиру не спалось. Может быть Луна светила слишком ярко, а может просто мысли не давали уснуть, хотя особых причин для беспокойства вроде и не было,- поросенок, после того, как ему, несмотря на буйные протесты по поводу насилия некоторых жестоких двуногих над гордыми парнокопытными, влили в глотку приготовленный Виталием отвар, явно пошел на поправку, Испытания тоже проходят вполне благополучно, а сна,- как не бывало. Мальчишка сидел, на борту яхты, свесив ноги к темной воде и молча смотрел на огромное небо, на лунную дорожку, на звезды. Странно, небо, вроде бы одно и то-же,- что здесь, над рекой, что в пустыне, на Алмазной Тропе, а звезд,- меньше. Может быть там звезды нужны не только для того, чтобы украсить ночное небо и указывать дорогу путешественникам, возможно там, в пустыне они еще заполняют пустоту? Не случайно же больше всего звезд,- в Космосе,- самом, в сущности, пустом месте на свете. А, может, просто все дело в том, что на Тропах,- всего больше, чем в Реальности?
Сзади
подошел
Борис
Аркадиевич:
-Что, не
спиться?
-Да так,
просто… Сижу,
думаю.
-Полезное
занятие.
Знаешь,
Ратик, мне
иногда
кажеться, что
наши древние
предки
вообще думали,
размышляли
больше чем
мы.
-Почему?
Разве сейчас
люди глупее?
-Не знаю. То,
что
современные
люди
образованее,
чем были,
скажем, сто
лет назад,-
это точно, а
вот глупее
или умнее,- не
знаю. Во
всяком случае,
в старину
Дар,
наверное,
встречался
чаще.
-Почему?
-Трудно
сказать. Ну
во всяком
случае, еще
век назад,- в
каждой
деревушке
была своя
ведьма-
целительница,
а еще раньше,-
в каждом
стойбище, в
любом
селении,-
свой Колдун,
Ведунья. По
Зеленой
Тропе,-
вообще, похоже,
большинство
людей ходить
могли, по разному,
конечно,- кто
глубже, кто
на
поверхности,-
но все-же… А
сейчас,- во
всем городе,
не больше
десятка
Одаренных, во
многих
деревнях,- ни
одного!
-А почему это
так?
-Не нужны,
наверное. Ну
сам посуди,
зачем развивать
талант
Травника или
Целителя,-
если проще
выучиться на
врача. Лекарства
сейчас
сильные, не
чета тому,
что было в прошлые
века. Или, к
примеру, у
человека Дар чувствовать
камень,- в
древности,
когда почти
все орудия
труда
делались из
кремня или обсидиана,-
ему, как
Мастеру,-
цены не было.
Да и потом,
когда
строили из
дикого
камня,- он мог
бы быть
камнерезом. А
сейчас?
-Ну, например,
скульптором!
-А сколько их,
настоящих
скульпторов-
художников?
Да еще что-бы
по камню
работали?
То-то и оно!
Или, к
примеру,
Одаренный
Портной…
-А что, и такие
бывают?
-Конечно!
Есть Мастера,
которые
могут так
пошить
обычную
одежду, или, к
примеру,
обувь
стачать,- что
человеку, на
которого это
сделано, они
новые силы
дают, пробуждают
желание
стать лучше,
чище, честнее.
В старину,-
такой мастер
сразу
заметным становился,
а сейчас,
когда почти
всю одежду
шьют на
фабриках,
кому он
нужен?
-Но есть ведь
мастера-модельеры!
-Есть, и,
наверное,
многие из
них,- одарены,
хотя, трудно
сказать,
правильно ли
они свой дар
используют.
-Почему?
-Ну сам
посуди,- одни
из них
разрабатывают
модели для
тех же
фабрик…
-Разве это
плохо?
-Почему
«плохо»,
наверное,
хорошо,- но
одежда «для
всех»,- в
сущности,- ни
для кого…
Есть, правда и
такие,
которые шьют
для «особых»
людей,- артистов,
дипломатов,
но это еще
хуже.
-Хуже?
-Увы, да. Ведь
большинство
от них
требуют от Мастера
не поддержки
их доброты
или
честности. Чаще
всего от
такой одежды
ждут совсем
другого,-
рекламы. Вот
и получается,
что работа Одаренного
сводиться к
производству
новой красивой
упаковки,
типа
конфетного
фантика.
-Ну и что, Дар
все равно
Дар! Вот
Григорий,-
учителем
работает, так
что-же, он
свой Талант
Артиста,-
потерять
должен?
-Нет, отчего
же, не должен.
Он просто на
уроках
Учителя
играет,
поэтому его
дети так любят.
-Дети- любят, а
вот их
родители,- не
очень. Сам видел,
как к нему
соседи
относятся.
Боятся,- это
да, но не
любят. Почему
бы ему, и в
жизни не
сыграть что-
нибудь такое,
чтобы его за своего
приняли?
-Знаешь,
Ратик, в
жизни все
играют. Кто
больше, кто
меньше…
Главное,
решить какая
роль,- главная.
Для
Григория,-
роль
Деревенского
Учителя.
-Ну и что?
-А то, что роли
«обычного
человека» как
ее понимают
его
односельчане,
и Учителя,-
несовместимы.
Приходится
выбирать.
Григорий,-
хороший
учитель,-
значит для
большинства
других
людей,-
необычен. А
все странное,
непривычное,-
непонятно, а
значит,- пугает.
Виталий, тот
себя нашел,-
он ведь и
работает
ботаником,
лекарственные
растения изучает,
но не всем
так удается.
-А Капитан?
-Ему тяжелее.
Он и впрямь,
долго служил
на флоте, но
ушел. Сейчас
в какой-то
детской флотилии
работает,
обучает
мальчишек
азам морского
дела.
-Неужели на
флоте не
нужны
Мастера?
-Выходит так.
Кому нужно
чутье, если
сейчас в
руках
моряков
мощные
машины,
надежные приборы,
всемирные
системы
навигации. А
ведь бывает,
что, тот курс,
который
прокладывают
при помощи
всех этих
технических
фокусов,- для
моряка,-
хорош, но
плох для
моря!
-Как это?
-А очень
просто. Ну,
представь,
например, что
самым
экономичным
для корабля
будет пройти
над
мелководьем,
где как раз в
это время идет
нерест.
Обычный
капитан
проведет судно,-
и даже не
заметит, сколько
миллионов
будующих
мальков он
погубил, а
Лирин,- не
может. И это
ведь еще
самый простой
случай!
Ратмир
задумался:
-Что же это
получается,
если так
дальше пойдет,
то скоро
Одаренных
совсем не
будет?
-Не думаю. Мне
кажется, что
без Таланта
человечество
просто не
сможет
существовать.
-И все равно,-
это странно.
Ведь
Одаренные могут
больше чем
обычные люди!
-Ну и что?
Знаешь, мне
порой
кажеться, что
такие как мы,-
пережитки
прошлого. Ну
сам посуди,-
современные
люди, как
правило
слабее физически,
менее ловки и
наблюдательны,
чем их
первобытные
предки. На
смену
физической
силе
приходит мощь
машин. А ведь
Дар, в
сущности,та
же сила, только
не
физическая, а
эмоциональная.
Похоже и его
люди теряют.
-И что, могут
потерять
совсем?
-Нет! Так же
как и
физическую силу.
-Учитель, так
что же
получается,
одаренные люди,-
хуже обычных?
-Почему хуже?
Нет! Но не
лучше, мы
просто немного
другие,
отличаемся
от всех
остальных. Кстати
говоря, за
последние
двадцать лет
явно что-то
происходит,
например
увеличиваеться
активность
Троп,
особенно
Зеленой и
Алмазной.
Сейчас они
гораздо
больше
влияют на
Реальность, чем,
скажем, в
шестидесятые
годы.
-Почему?
-Не знаю. Ясно
одно, в
течение
последних
столетий их
влияние
падало, а
сейчас опять
растет.
Причем, это воздействие
не всегда
хорошее.
Впрочем, это
уже тема для
отдельного
разговора…
Вот пройдешь
Испытание,
думаю, мы к этому
еще вернемся…
-И к
Созвездиям?
-И к
Созвездиям
тоже… Кстати,
ты их
по-прежднему
чувствуешь?
Ратмир
прислушался
к своим
ощущениям
-Да, но не так
как Тропы.
-Что значит:
«Не так»?
-Понимаете,
это не то, что
Тропы.
Чувства похожие,
но как Заводь
не
перепутать с
Тропой, и не
только поому,
что Заводи
различаются
только в
определеный
местах, само
ощущение другое,
так и с этой
чернотой. И
потом, она меняется.
Медленно, но
меняется,-
вчера она
была не такой
как сегодня.
Похоже на переливающийся
черный
кристалл,-
всегда чернота,
но разная.
-Думаю, так и
должно быть.
Главное, будь
осторожен, не
соскользни туда
случайно.
-Нет, теперь,
когда я знаю,
о них, думаю
поневоле туда
не попаду.
-Ну вот и
хорошо. А
теперь,
постарайся
все-таки
заснуть.
Завтра у тебя
нелегкий
день, продолжение
Испытания,
нужно
отдохнуть.
Может тебе
помочь?
-Нет, не надо,
я сам.
-Ну сам так
сам…
Борис
Аркадиевич
вернулся в
палатку, а
Ратик
свернулся в
клубочек на
корме
«Фетиды». Да,
Учитель прав,
нужно спать.
Когда сон
бежит
неведомо
почему и
куда, самый
лучший
способ
заснуть,-
соскользнуть
на Зеленую
Тропу. Ратик
еще в детстве
заметил, что легче
всего
покончить с
бессоницей в
виде крысенка.
Это не
случайно,
ведь любое
животное,-
гораздо
ближе к Тропе
Природы, чем
человек, но сегодня,
почему-то
превращаться
в зверька не
хотелось,
может быть
потому, что
проблемы о
которых
говорил
Борис
Аркадиевич,-
чисто человеческие.
Неужели и на
самом деле Одаренных
становится
все меньше и
меньше? А может
люди просто с
детства
учаться
давить в себе
в себе этот
Дар? Ведь и
Ратик, еще
тогда, в
детсадовском
возрасте
заметил, что
люди не любят
его в виде
крысенка.
Даже мама.
Она правда не
знала, что
длинохвостый
зверек, в
которого она
однажды с
перепугу запустила
утюгом,- это
ее сын, но
если бы и
знала, вряд
ли бы ей это
понравилось.
А что если бы
Ратик вместо
того, чтобы
жить двойной
жизнью,
просто
перестал бы
превращаться?
Как знать,
может, со
временем, он
бы и вовсе
потерял свою
«звериную»
сущность,
стал бы
обычным
мальчишкой.
Наверное так
было бы даже
проще, хотя,
откровенно
говоря, становиться
«опростым»
человеком
совсем не
хотелось.
Потом, когда
Ратик
познакомился
с Гмуром,
узнал жизнь крыс
получше,
начал учиться
у Бориса
Аркадиевича,-
он и сам стал
другим, стал
настоящим
человекокрысом.
Сейчас он,
наверное, уже
не смог бы быть
просто
Ратмиром
Кравичем,
ученикои
сорок третьей
средней
школы,- и все.
Даже свое умение
плести
иллюзии,
ходить по
Тропам,- он бы потерять
не хотел.
Даже дар
Ликантропы,-
хоть
обратное
превращение
в Реальности
очень уж
мучительное.
Ратмир еще
глубже
соскользнул
на Зеленую Тропу.
Высоко в
черном небе
пронеслась
пара летучих
мышей. Они с
пронзительным,
едва слышным
писком
гонялись
друг за
другом,
каждая из них
прощупывала
полет товарики
чутким
звуковым
лучом, точно
теннисный
мячик ловила
эхо
приятельницы
и тут же
возвращала
его жизнерадостным
писком.
Конечно,
Ратик совсем не
понимал
языка
вечерниц, но
и так было
ясно, что им
хорошо и весело.
Бабочка-поденка
спустилась к
воде,- и тут же
раздался
плеск,-
голодный
карп или,
может, окунь,
ловко
ухватил
добычу.
Интересно,
как он
почувствовал,
что там, чуть
выше обреза
воды ждет его
лакомый
кусочек.
Увидел?
Почувствовал
запах?
Услышал
трепетание
крохотных
крыльев?
А ведь
многие люди,
наверное
тоже
чувствуют
Тропы и
Заводи, как
эта рыбина в
толще воды,
они живут в
Реальности,
сливаются с
ней, становятся
ее частью, и
все равно,
чувствуют,
что там, за ее
гранью есть
нечто
особенное. Одни
из них находят
пути
проникнуть в
эти
запредельные
миры, стать
Одаренными,
другие, в
конце коцов,
успокаиваются,
стараются
позабыть
странные
ощущения,
будто там,
вне
привычности
есть что-то
еще. Не
случайно
ведь
Алмазная и Зеленая
тропы,-
открыты для
всех детей, и
только потом,
повзрослев,
они забывают
туда дорогу.
Вот и мама
тоже
рассказывала,
что в детстве
дружила с
Феей Травы,
должно быть Луговой
Русалкой или
Поцветушкой.