ИСТОРИЯ
БАБУШКИ РОЗЫ
Бабушка
Роза тяжело
вздохнула,
задумчиво посмотрела
как вьется
дымок над
самоварной
трубой.
-Вот,стало
быть, какое
дело, Ратмир,
люди-то они,
порой, хуже
любого зверя
оказываются.
Такова видать
человеческая
доля,- можно
подняться
выше всех
ангелов,- а
можно упасть
так низко,-
что не знаешь
как и назвать
тогда подобную
тварь. И ведь
главное, что
порой и понять
не просто,
где
кончается
человек и
начинается
мерзость.
Нет, с
простыми
людьми, да в обычные
времна,- это
попроще, а
вот когда
люди,-
незаурядные,
да времена,-а
непростые,
то поди разберись,-
где
кончается
Герой и
начинается
Злодей.
-Ну это по
делам должно
быть видно!
-А если дел
много, да все
разные?
-Как это?
Старушка
вновь
вздохнула,
помолчала
немного.
-Бывает и так,
мальчик-крыс,
бываетЕ
Давным- давно,
аккурат
напртив
этого осрова,
где сейчас
моя Заводь,
на левом
берегу реки
был небольшой
поселочек.
-Так там и
сейчас село
есть.
-Сейчас село,
а раньше было
местечко.
-Какое такое
местечко?
-Радзивиллово.
Был такая
шляхетная
польская
семья Радзивиллы,
вся земля в
округе тогда
им принадлежала.
Не только
здесь,- у них
имения и на Волыни
были, и в
Полесье, ну и
в самой
Польше, ясное
дело. Богатый
род был, один
из самых
знатных.
Впрочем,
знатными да
гонористыми,
почитай, все
шляхтичи
были. Иной и
беден, голь
перекатная,-
а туда же,-
дворянин, белая
кость. Даже
поговорка была:
лХоть залатан
жупан,- да
шляхетный
пан╗. Впрочем,
это не про
Радзивиллов,
у них-то как
раз было
земли,-
немерянно,
денег
несчитанно.
Вот здесь, на берегу
один из
старых
князей
Радзивиллов тоже
землей
владел, и
чтоб не
пустовал
надел,
дозволил на ней
поселиться
еврееям. Это
было лет за двести
до моего
рождения. Как
раз в ту пору
из многих
стран
Германи
нашего брата
в очередной раз
изгоняли, вот
некоторые и
пришли в
Польшу,- а
куда
деваться.
Поляки переселенцев
спервоначалу
хорошо
приняли,-
места у них в
стране тогда
много было, а
евреи,-
жители
выгодные,-
подати
платят.
-А если
выгодные, так
отчего же их
из Германии
изгоняли.
-Эх, мальчик,
знать быЕ
Судьба, знать
у нас такая,-
то гонят, то
поселиться
приглашают,
то опять
гонятЕ Говорят
так будет,
пока не
вернуться
все евреи до
единого в
Страну
Израиля,- на
свою землю.
Ну да не о том
сейчас
разговор. В
ту пору многие
польские
магнаты
разрешали нашему
брату селиться
на своей
земле, не за
так, конечно,-
евреи втрое
против
христиан
платили.
-Что, такие
богатые были?
Старушка
улыбнулась:
-Разные были.
Так ведь
испокон
ведется: у одного
золотые
монетки, а у
другого,- все
золото,-
детки. Однако
же худо ли
хорошо ли,
жили.
-А как же
бедные могли
тройную дань
платить?
-Бедные,- не
могли, да
ведь плату не
с человека
собирали,- со
всей общины,-
вот и делили
панское да
королевское
ярмо на всех,-
кто побогаче
был,- больше
платили,- кто
победнее,-
меньше. Ясное
дело, богатеи
за это не
одно
лспасибо╗ имели,-
и лучшие
места в
синагоге,- их, и
всеми делами
общины,-
опять же они
запрвляли,
однако, слава
Богу,- все
хоть тужили
да жили. Да и
кому тогда
легко было,-
возми хоть
тех же
украинцев,-
им, что, лучше
было? И их
шляхта
обдирала как
липку, да ещеа
прозывала
лбыдлом╗,-
скотом стало
быть. Долго
так тянулось,
пока не
лопнуло у
украинцев
терпение,
решили они
отложится от
Польши, зажить
своей жизнью.
-И правильно
решили.
-Может и
правильно, да
только
больше всего
от этого как
раз мы, евреи,
и пострадали.
-А евреи то
тут при чем?
Вражда-то
между укранцами
да полякам
была!
-Евреи,
мальчик, они
всегда лпри
всем╗. Так уж заведено,-
при любой
неурядице,-
прав- не прав,-
а быть еврею
биту!
-Почему?
-Инородцы,
иноверцы, и
вообще,- люди
чужие, как же
мимо пройти!
И потом,- бунт,-
как пожар,-
люди звереютЕ
Ратмир
вспомнил как
громила
восставшая толпа
замок
Метчема и
только
головой
кивнул, а
старушка
продолжала:
-Ну, да все это
потом было, а
до той пры,
жили евреи в
Радзивилловке
не одну сотню
лет. У пана
тут винокуренный
завод был,-
евреи им
управляли,
перевоз,-
тоже наши
арендовали,
корчма,
соляные склады,-
а соль тогда
очень
выгодным
товаром была.
Ну а кроме
того,-
портные были,
сапожники,-как-никак
целое
местечко,- и своим
шили-тачали и
на ярмарки
отправляли. Вот
и Хаят у нас в
местечке
портным был,-
портным, да
не простымЕ
-Что, шил
очень хорошо?
-Да нет, шил-то
он как раз
обычно, но
вот человек
был не
простой,-
большого
Таланта
человек. Он
кроме своего
ремесла еща и
людей лечил,
мезузы писал.
-Мезузы?
-По
еврейскому
закону на
дверных
косяках укрепляют
такие
маленькие
коробочки с
листиком
пергамента,
где написаны
слова из Торы.
Так вот,- в тех
домах, где
были мезузы
старого
Хаята,-
никогда дети
не умирали,-
сколько ни родится,-
все до
свадьбы
доживали.
Такой уж у его
Талант был,-
дарить. Он-то
мня и
приметил, я еще
девчонкой
была, а уж
разговаривать
умела,- и со
скотиной
разной, и с
травками да
кустиками.
-Он был Вашим
Учителем?
Старушка
кивнула:
-А еще он
много разных
чудесных
вещей сделал.
Вот и
шкатулку, что
ты о ней
рассказывал,-
тоже. Сделал,
и закопал где-то
на выгоне:
лПрийдет
время, найдет
ее тот, кто
сможет стать
ее хозяином╗,-
вот, стало быть,
ты и нашел.
Как сейчас
помню,
вернулся он с
выгона, и
говорит мне:
лРейзл, дочка,-
он меня
всегда
дочкой звал,-
Сейчас этот
мой дар
никому не
нужен, но
прийдет и его
время╗. Вот,
стало быть и
пришло.
А потом
начались
войны
Хмельницкого,
или как тогда
его
называли,-
Хмеля.
Запылали в округе
панские
маетки да
еврейские
местечки.
Помню, вышел
как-то в
синагоге
Хаят и говорит:
лВот, что,
евреи, пока я
жив,- вам
ничего не
грозит, но
только меня
не станет,-
уходите все
на Вислу, не
то худо
будет!╗
-И что, все
ушли?
-Никто не
ушел. Сколько
я ни бегала,
сколько ни
уговаривала,-
все впустую.
-Но почему?
-А ты думаешь
это легко,
бросить все
дома, все
нажитое,
могилы
предков в
конце
концов,- и уйти?
Все ждали,-
вот пройдет
война, словно
гроза,
отгремит да и
утихнет.
Дождались.
Пришли в
местечко
казаки,
согнали всех
в синагогуЕДа
что там
рассказывать,
из всего
местечка,- я
одна в живых
и осталась.
Как раз
крапива за
домом меня и
спасла-укрыла.
Крапва,- да
личина невидимостиЕ
А в Заводь я
уж потом
ушла.
Ратмир
немного
помолчал, а
потом
все-таки
спросил:
-А почему
Ваша заводь,-
такая?
-Какая,-
лтакая╗?
-Ну дом,
цветы,- это
понятно, а
крысы-то тут
при чем? Да
еще крылатые?
-Понимаешь,
Ратик, вышла
я, когда все
закончилось,
из схоронки,
прошла по
местечку,
вернее по
месту, где
когда-то было
мое местечко:
вместо домов,-
пожарища, дым,
копоть, на
улицах,- люди
порубленые,
веришь ли,
даже вода в
пруду от
крови
красная. Только
крысы и
остались из
всего живогоЕ
Вот тогда-то
мне и
подумалось,-
что судьба
наша, еврейская,
до страности
на крысиную
походит,- все
нас
ненавидят,
все
презирают,
уничтожают,- а
мы все равно
живем. Вот и
забрала я их
в Заводь, да
еще и крылья
им дала,-
пусть летают.
-И что же с тех
самых пор Вы
так и живете
в Заводи?
-Так и живу.
Иногда были
мысли выйти,
вернутся в
реальность,-
но не могу.
-Почему?
-Не могу и все.
За время Хмельницкого
казаки
зарубили,
утопили да
сожгли
живьем по
всей Украине
больше
шестисот тысяч
евреев. Пусть
простят меня
потомки погромщиков,-
я все
понимаю,-
смутное было
время, народ
озверел.
Понимаю, а
вот
простить,- не
могу. Боюсь я
выйти,
понимаешь?
-Но ведь
сколько уж
лет прошло!
-Ну и чтоЕ
Знаешь, ты
ведь не
первый на
этом острове
Испытание
проходишь.
Лет десять
назад был у
меня в гостях
паренек один,
Григорием
звалиЕ
-Григорий?
Артист? Так
он уже
Мастер! Один
оз Трех на
моем
испытании.
-Ишь ты,
Мастер! Так
вот, он мне
рассказывал,
что в
Реальности, опять
война была, и
в Европе
точно так же,
как во
временя Хмеля,
истребили
больше шести
миллионов
евреевЕ
-Ну так то
фашисты были.
-Казаки,
фашисты,-
невинным
жертвам,- все
равно. И
потом, я ведь
не за себя
боюсь.
-А за кого?
-Понимаешь,
сколько уж
лет прошло, а
душа все
болит. Болит
и не прощает.
Вот я боюсь,-
вдруг выйду,-
и не смогу
совладать со
своей болью,
обрушу ее на
невинных
людей.
Ненависть, мальчик,
страшная
сила, а
ненависть
Одаренного,-
тем более.
-Почему?
-Так ведь я,-
Говорящая.
Что, если я
расскажу о своей
обиде рекам и
ветрам,
деревьям и
зверям. И не
просто
расскажу,-
перелью в них
свою боль и
муку, сделаю
их своими
мстителями.
-Так кому
мстить-то? Те,
что Ваше
местечко сожгли,-
давно умерли.
-Умерли, но
потомки-то их
остались!
-Но они-то тут
при чем.
-Не при чем,-
согласилась
старушка,- Да
только
ненависть,-
она не из
головы,- из
сердца растет.
Вот и выйдет,
что за грехи
предков,-
окажутся в
ответе
потомки, а
это нехорошо.
Нельзя так, а
значит и мне нет
выхода из
Заводи. И
потом,- хитро
прищурилась
старушка,- Если
я уйду,- кто за
крысками
присмотрит?
Ратмир
только
улыбнулся,-
нет дело тут
не в крылатых
лкрысавицах╗.