ДЕНЬ ОЛЕНЯ.
Ратмир
надеядся, что
на следующий,
после поисков
непутевого
Володьки,
день ему
удастся
отоспаться, а
потом они с
Лирином,
наконец
примутся за
решение
"чертовой"
проблемы, но
не тут то
было,- шаман
разбудил
своих гостей
ни свет ни
заря. Нет, на
улице было
уже светло,
даже краешек Солнца
показался
над
горизонтом,-
но все равно
было
черезчур
рано. Ратик
хотел было буркнуть,
что он еще не
выспался, но
Иван был неумолим.
-Вставайте!
Праздник у
нас.
-Какой
праздник?
День
спасения
малолетних алкоголиков?-
и только тут
Ратик
заметил, что
Иван и впрямь
вырядился
как-то чудно,-
в расшитой
бисером
мехолвой
одежде, на
шее,- вырезанные
из кости
фигурки, да
еще и клочки
какой-то
косматой
шкуры нашиты
на малицу.
Похоже, хозяин
обрядился в
самый настоящий
шаманский
наряд.
-Не
только,-
улыбнулся
шаман,- То, что
Володьку
нашли,- само
собой,-
хорошо, но
кроме того,
сегодня,-
праздник
Оленя! Вот,
решили, оба
праздника
разом
отметить!
Ратмир
улыбнулся,-
ох хитер
шаман! Разом
хочет двух
зайцев убить.
Еще вчера,
мальчишка
понял, что
для шамана,-
праздники,-
самое
беспокойное
время,- и во
время проведения
обрядов,- он,-
главный
участник, да
и потом,
после
праздника,- у
многих с
похмелья
голова болит,
и они к тому
же шаману за
лечением бегут.
-Ну
ладно,
праздник так
праздник!
-Быстро
умывайтесь,
одевайтесь!
И, кстати, вот,
нашейте на
одежду,- и
хозяин
вывалил на стол
ворох
каких-то
кусочков
косматых
шкур.
-А
это еще
зачем?
-Обычай!
Собачья
шкура и
шерсть
отгоняет все
зло от
человека и
его оленей.
-Да
не бойся, не
сглазим мы
твоих
олешков!-
вмешался
Лирин.
-Не
за себя
волнуюсь,- за
вас! И потом,-
обычай такой.
-Ну
так у нас все
равно ваших
меховых
одежд нет!
-И не
надо! Вы,-
городские
шаманы, у вас
своя одежда,
свои духи... Но
мех собаки,
все- таки
нашейте.
Ратмир
вспомнил, как
во время
первого
путешествия
к Лисицам,
мудрый Ведун,
надел ему на
шею оберег,-
хоть и
признали
Ратмира
Духом- Другом,-
но все равно,-
лишняя
осторожность
по мнению
первобытных
охотников не
мешала.
-Ладно,
нашьем.
Правда, Кэп?
-Да
чего уж там,
пришпандорим...
Обычай есть
обычай. В
конце концов,
подобных
штучек и на
флоте много, так,
что я тебя,
Иван,
понимаю.
-Ну
вот и хорошо,-
улыбнулся
шаман,- Да вы
не сомневайтесь,
у всех такие
же
"украшения"
будут! До
Революции
эти клочки
шерсти даже в
церкви
"святой
водой"
окропляли.
-Неужто?-
удивился
Лирин,- И как
же местные попики
шли на такое?
Это уж, вроде
признания языческого
обряда
получается!
-По
просьбе
трудящихся,-
хохотнул
Иван,- Впрочем,
что тут
удивительного.
Вы хоть сами
вспомните,-
масленницу,
День Ивана
Купала,
Яблочный
Спас... Уж 1000 лет,
как Русь
крестили, а
от этих,
вполне христианских
праздников и
до сих пор,- за
версту "языческим"
духом
несет!
-Ну и
пусть! Зато
люди,
особенно в
деревнях эти
праздники
любят.
Слушай,
Иван,да
неужто и "партийное"
начальство
на праздник
оленя, ошметки
собачьей
шерсти на
пиджаки
пришивает?
-Кто
поумнее, да
хочет
"своим" быть,-
пришивает.
Или просто
собачьи пимы
да шапки
одевают.
Духи- духами,
но для того,
чтобы люди
тебя уважали,-
и ты их
уважить
должен. В
ладоши одной
рукой не
хлопнуть!
Быстро
оделись,
попили
крепкий, с
ароматными
травками
зеленый чай,
кое как
прицепили клочки
собачьекго
меха к
лацканам
пиджаков.
Иван
довольно
оглядел
гостей:
-Ну
вот теперь,
сразу видно,
что
городские шаманы,-
не хуже наших,-
и обычаи
знают и духов
не обижают.
-Да
уж, их
обидишь,
духов ваших,-
добродушно пробормотал
Лирин,- Себе
дороже!
-О
чем ты?
-Да
все о том же,
что возле
озера
пошалил!
-Ну
это,- не дух!-
возмутился
Иван,- Черт он
и есть черт!
Духи добрые!
Ну, во всяком
случае, чаще
всего добрые.
-Надеюсь!-
хмыкнул
Капитан,- Ну
что, пошли на
праздник?
Жило
бы в
небольшом
поселке
побольше
народу,- на
улице было
бы,- не
протолкнуться.
Впрочем, и
так, вокруг
хватало
веселых,
улыбающихся
лиц, причем,
как ни
странно,
вполне трезвых.
Ратик
подумал, что
наверное, не
так уж сильно
пьют местные
жители. По
крайней мере,
не так, как
показалось в
первый день,-
вот и
праздник,
вроде, никто
не налакался!
Для настоящих
алкоголиков
это было бы
просто невозможно.
Люди
собрались на
главной
улочке
поселка.
Мужчины и
мальчики,- по
одной
стороне
дороги,-
женщины и
девочки,- по другой.
Прямо
посреди дороги
разбили чум-
ярангу,- да не
простую,- всю
украшенную
ветками
кедрового
стланника,
лиственницы
и березы.
Сверху, со
свода яранги
свисает длинный
ремень из
тюленьей
шкуры,
украшенный бубнами.
Кожанный
полог яранги
приподнят,
так, что хорошо
видно все
внутри,-
оленьи и
нерпичьи шкуры
на полу.
По
сигналу
шамана люди
по обеим
сторонам дороги,
запели
какую-то
песню, и Иван
вошел в праздничеую
ярангу.
Немного
пошарил под
шкурами,
вынул небольшую
дощечку,
крохотный
лучок...
Ратмир чуть
не фыркнул,-
надо же,
точно такое
же "приспособление"
он видел и у
Лисиц. Там,
при помощи
его добывали
огонь.
-Он
что,
собирается
сейчас
действительно
разводить
костер таким
способом?
-Думаю
да,- кивнул
Лирин.
-Но
это же тяжело
и долго!
Почему
нельзя спичками?
-Это
же праздник!
Причем
древний.
Наверное "простой"
огонь, не
подходит для
ритуала.
Впрочем
прошло всего
несколько
минут, и над
дощечкой
показался
легкий дымок,
а там и
костерок
разгорелся.
Шаман
бросил в
костер
клочок
собачьей шерсти,
отошел в
сторону.
Похоже, его
миссия на этом
этапе
праздника
была
завершена. К
костру один
за другим
подходили
люди, бросали
что-то в
огонь.
-В
старину, у
праздничного
костра
приносились
настоящие
жертвы. Чаще
всего резали собак,
считается,
что это
помогает
отпугнуть
злые силы,-
пояснил
шаман. -
Сейчас, лаек
не убивают...
-Ну и
хорошо.
-Конечно,
согласился
Иван,- Да и
мало их, хороших
лаек,
осталось.
-Почему?
-Много
хороших псов
раздарили
приезжему
начальству,
или геологи
увезли. А
зачем они
им-то?
Камчатская
лайка-хаска
плохо живет в
городе. Ей
тундра нужна,
или хотя бы
лесотундра. И
потом, до
революции ввоз
на Камчатку
любой собаки
был запрещен.
-Как
это?
-А
вот так.
Иначе не сохранить
местную
породы. А
сейчас
навезли и овчарок
и шнауцеров,
и тех же лаек,
но европейских
или "алясок".
-Ну и
что?
-А то,
что почитаай
пропала
порода.
Впрочем тут
не только
чужаки
виноваты.
Раньше каждый
гордился
своими собаками,-
и за племенем
следил, им за
щенками.
Худого
кобеля,-
скорее
пристрелят,
чем к вязке
допустят,- за
хорошего
щенка по сто
лисьих
шкурок
отдавали, по
два, а то и три
ружья!
-А
сейчас?
-Не
то уже...
Совсем не то...
Есть чудаки-
энтузиасты,
которые
стараются
поддержать
старую породу.
Вернее, уже
не
поддержать,-
воскресить,
но мало их,
очень мало.
-А
что, это за
хаска такая
особенная?
-Да
ни чем она не
"особенная".
Просто для наших
суровых
условий
никакая
другая порода
и не походит
вовсе. Века
выводили, а
сейчас, вот
за семьдесят
лет,- почти
загубили. А
ведь когда-то
одну из наших
лаечек даже
царю
Алексанлру 111
подарили.
Этот пес,
потом стал
любимцем
всей царской
семьи, и
погиб во время
очередного
покушения на
царя... Ему потом
в Царском
Саду даже
памятник
поставили.
А
тем временем
праздник
продолжался
своим
чередом.
Перед ярангой
развели
большой
костер, и
возле него
установили
большое
чучело
оленьей головы
с широкими
рогами. На
невысоком
столике появились
широкие
блюда с
вылепленными
из
перемешанного
с зеленью
масла
фигурками
оленят.
-Смотрите,
сейчас
прогонят
стадо!
И
действительно,
со стороны
тундры
показалась
оленья
лавина. Сотни
крепконогих
оленей,
направляемых
умелыми
пастухами
устремились
на улицу
поселка.
Ратмир
невольно попятился
поближе к
домам,- еще
затопчут. Рогачи
катились лавиной,
влышался
храп, в
воздухе
прянно запахло
сильным
зверем.
Вперед
выступили женщины.
В стадо
полетели
подожженные
клочки
собачьего
меха.
-Что
они делают?
-Отгоняют
зло и падеж,-
объяснил
Иван,- Старинный
обычай. Да
только не в
тех бросают.
-Как
это не в тех?
-А
так, что от
глупости
начальства у
нас больше
олешков
гибнет чем от
волков и
болезней. Им,
начальникам,
ведь что,
главное?
-Что?
-Красивую
бумажку в
Москву
отправить.-
сплюнул
шаман,- А еще
лучше,- самим
туда
отправиться,
да так, чтоб и
не возвращаться
более. А для
этого что
надо?
-Что?
-Побольше
олешков
набить.
Причем
именно забить, а не
обработать.
Вот и режут
рогатых
сверх всякой
меры. Режут, а
потом половина
мяса
пропадает...
Так скоро и
оленей напрочь
повыведут.
-Что-то
я не пойму,-
вмешался
Лирин,- Если
оленей
"выводят", то
к чему новые
пастбища,
зачем у
Чертова
Озера пасти?
-А
что тут
понимать,-
вздохнул
Иван,-
Забитые олешки,-
одна бумажка,
новые
пастбища,-
другая...
Начальству
ведь что
важно, чтобы
этих бумажек,-
побольше
было, и цыфры в
них
покрасивее. Им
ведь что
надо,-
отрапортовать,
медали получить,
а как люди
живут,- не
важно...
Наконец,
олени
пробежали, а
праздник
переместился
на главную
площадь. Чего
тут только не
было,-
соревнования
по бросанию
чаата (специального
кожанного
аркана для
ловли
оленей),
стрельбе из
лука и даже метанию
копий. К
вечеру, когда
все состязания
были
закончены,
призы
победителям
(фотоаппараты,
радиоприемники
и даже один
магнитофон),
розданы. Иван
дернул
Лирина за
рукав.
-Пошли.
Больше
ничего
интересного
не будет.
Сейчас
начальство
начнет
выступать,
грамоты
передовикам
раздавать,
потом все
пить станут.
Лучше пойдем
домой, охоту
на Черта
обсудим.