ДЕНЬ ОЛЕНЯ.

Ратмир надеядся, что на следующий, после поисков непутевого Володьки, день ему удастся отоспаться, а потом они с Лирином, наконец примутся за решение "чертовой" проблемы, но не тут то было,- шаман разбудил своих гостей ни свет ни заря. Нет, на улице было уже светло, даже краешек Солнца показался над горизонтом,- но все равно было черезчур рано. Ратик хотел было буркнуть, что он еще не выспался, но Иван был неумолим.

-Вставайте! Праздник у нас.

-Какой праздник? День спасения малолетних алкоголиков?- и только тут Ратик заметил, что Иван и впрямь вырядился как-то чудно,- в расшитой бисером мехолвой одежде, на шее,- вырезанные из кости фигурки, да еще и клочки какой-то косматой шкуры нашиты на малицу. Похоже, хозяин обрядился в самый настоящий шаманский наряд.

-Не только,- улыбнулся шаман,- То, что Володьку нашли,- само собой,- хорошо, но кроме того, сегодня,- праздник Оленя! Вот, решили, оба праздника разом отметить!

Ратмир улыбнулся,- ох хитер шаман! Разом хочет двух зайцев убить. Еще вчера, мальчишка понял, что для шамана,- праздники,- самое беспокойное время,- и во время проведения обрядов,- он,- главный участник, да и потом, после праздника,- у многих с похмелья голова болит, и они к тому же шаману за лечением бегут.

-Ну ладно, праздник так праздник!

-Быстро умывайтесь, одевайтесь! И, кстати, вот, нашейте на одежду,- и хозяин вывалил на стол ворох каких-то кусочков косматых шкур.

-А это еще зачем?

-Обычай! Собачья шкура и шерсть отгоняет все зло от человека и его оленей.

-Да не бойся, не сглазим мы твоих олешков!- вмешался Лирин.

-Не за себя волнуюсь,- за вас! И потом,- обычай такой.

-Ну так у нас все равно ваших меховых одежд нет!

-И не надо! Вы,- городские шаманы, у вас своя одежда, свои духи... Но мех собаки, все- таки нашейте.

Ратмир вспомнил, как во время первого путешествия к Лисицам, мудрый Ведун, надел ему на шею оберег,- хоть и признали Ратмира Духом- Другом,- но все равно,- лишняя осторожность по мнению первобытных охотников не мешала.

-Ладно, нашьем. Правда, Кэп?

-Да чего уж там, пришпандорим... Обычай есть обычай. В конце концов, подобных штучек и на флоте много, так, что я тебя, Иван, понимаю.

-Ну вот и хорошо,- улыбнулся шаман,- Да вы не сомневайтесь, у всех такие же "украшения" будут! До Революции эти клочки шерсти даже в церкви "святой водой" окропляли.

-Неужто?- удивился Лирин,- И как же местные попики шли на такое? Это уж, вроде признания языческого обряда получается!

-По просьбе трудящихся,- хохотнул Иван,- Впрочем, что тут удивительного. Вы хоть сами вспомните,- масленницу, День Ивана Купала, Яблочный Спас... Уж 1000 лет, как Русь крестили, а от этих, вполне христианских праздников и до сих пор,- за версту "языческим" духом несет!

-Ну и пусть! Зато люди, особенно в деревнях эти праздники любят. Слушай, Иван,да неужто и "партийное" начальство на праздник оленя, ошметки собачьей шерсти на пиджаки пришивает?

-Кто поумнее, да хочет "своим" быть,- пришивает. Или просто собачьи пимы да шапки одевают. Духи- духами, но для того, чтобы люди тебя уважали,- и ты их уважить должен. В ладоши одной рукой не хлопнуть!

Быстро оделись, попили крепкий, с ароматными травками зеленый чай, кое как прицепили клочки собачьекго меха к лацканам пиджаков. Иван довольно оглядел гостей:

-Ну вот теперь, сразу видно, что городские шаманы,- не хуже наших,- и обычаи знают и духов не обижают.

-Да уж, их обидишь, духов ваших,- добродушно пробормотал Лирин,- Себе дороже!

-О чем ты?

-Да все о том же, что возле озера пошалил!

-Ну это,- не дух!- возмутился Иван,- Черт он и есть черт! Духи добрые! Ну, во всяком случае, чаще всего добрые.

-Надеюсь!- хмыкнул Капитан,- Ну что, пошли на праздник?

Жило бы в небольшом поселке побольше народу,- на улице было бы,- не протолкнуться. Впрочем, и так, вокруг хватало веселых, улыбающихся лиц, причем, как ни странно, вполне трезвых. Ратик подумал, что наверное, не так уж сильно пьют местные жители. По крайней мере, не так, как показалось в первый день,- вот и праздник, вроде, никто не налакался! Для настоящих алкоголиков это было бы просто невозможно.

Люди собрались на главной улочке поселка. Мужчины и мальчики,- по одной стороне дороги,- женщины и девочки,- по другой. Прямо посреди дороги разбили чум- ярангу,- да не простую,- всю украшенную ветками кедрового стланника, лиственницы и березы. Сверху, со свода яранги свисает длинный ремень из тюленьей шкуры, украшенный бубнами. Кожанный полог яранги приподнят, так, что хорошо видно все внутри,- оленьи и нерпичьи шкуры на полу.

По сигналу шамана люди по обеим сторонам дороги, запели какую-то песню, и Иван вошел в праздничеую ярангу. Немного пошарил под шкурами, вынул небольшую дощечку, крохотный лучок... Ратмир чуть не фыркнул,- надо же, точно такое же "приспособление" он видел и у Лисиц. Там, при помощи его добывали огонь.

-Он что, собирается сейчас действительно разводить костер таким способом?

-Думаю да,- кивнул Лирин.

-Но это же тяжело и долго! Почему нельзя спичками?

-Это же праздник! Причем древний. Наверное "простой" огонь, не подходит для ритуала.

Впрочем прошло всего несколько минут, и над дощечкой показался легкий дымок, а там и костерок разгорелся.

Шаман бросил в костер клочок собачьей шерсти, отошел в сторону. Похоже, его миссия на этом этапе праздника была завершена. К костру один за другим подходили люди, бросали что-то в огонь.

-В старину, у праздничного костра приносились настоящие жертвы. Чаще всего резали собак, считается, что это помогает отпугнуть злые силы,- пояснил шаман. - Сейчас, лаек не убивают...

-Ну и хорошо.

-Конечно, согласился Иван,- Да и мало их, хороших лаек, осталось.

-Почему?

-Много хороших псов раздарили приезжему начальству, или геологи увезли. А зачем они им-то? Камчатская лайка-хаска плохо живет в городе. Ей тундра нужна, или хотя бы лесотундра. И потом, до революции ввоз на Камчатку любой собаки был запрещен.

-Как это?

-А вот так. Иначе не сохранить местную породы. А сейчас навезли и овчарок и шнауцеров, и тех же лаек, но европейских или "алясок".

-Ну и что?

-А то, что почитаай пропала порода. Впрочем тут не только чужаки виноваты. Раньше каждый гордился своими собаками,- и за племенем следил, им за щенками. Худого кобеля,- скорее пристрелят, чем к вязке допустят,- за хорошего щенка по сто лисьих шкурок отдавали, по два, а то и три ружья!

-А сейчас?

-Не то уже... Совсем не то... Есть чудаки- энтузиасты, которые стараются поддержать старую породу. Вернее, уже не поддержать,- воскресить, но мало их, очень мало.

-А что, это за хаска такая особенная?

-Да ни чем она не "особенная". Просто для наших суровых условий никакая другая порода и не походит вовсе. Века выводили, а сейчас, вот за семьдесят лет,- почти загубили. А ведь когда-то одну из наших лаечек даже царю Алексанлру 111 подарили. Этот пес, потом стал любимцем всей царской семьи, и погиб во время очередного покушения на царя... Ему потом в Царском Саду даже памятник поставили.

А тем временем праздник продолжался своим чередом. Перед ярангой развели большой костер, и возле него установили большое чучело оленьей головы с широкими рогами. На невысоком столике появились широкие блюда с вылепленными из перемешанного с зеленью масла фигурками оленят.

-Смотрите, сейчас прогонят стадо!

И действительно, со стороны тундры показалась оленья лавина. Сотни крепконогих оленей, направляемых умелыми пастухами устремились на улицу поселка. Ратмир невольно попятился поближе к домам,- еще затопчут. Рогачи катились лавиной, влышался храп, в воздухе прянно запахло сильным зверем. Вперед выступили женщины. В стадо полетели подожженные клочки собачьего меха.

-Что они делают?

-Отгоняют зло и падеж,- объяснил Иван,- Старинный обычай. Да только не в тех бросают.

-Как это не в тех?

-А так, что от глупости начальства у нас больше олешков гибнет чем от волков и болезней. Им, начальникам, ведь что, главное?

-Что?

-Красивую бумажку в Москву отправить.- сплюнул шаман,- А еще лучше,- самим туда отправиться, да так, чтоб и не возвращаться более. А для этого что надо?

-Что?

-Побольше олешков набить. Причем именно забить, а не обработать. Вот и режут рогатых сверх всякой меры. Режут, а потом половина мяса пропадает... Так скоро и оленей напрочь повыведут.

-Что-то я не пойму,- вмешался Лирин,- Если оленей "выводят", то к чему новые пастбища, зачем у Чертова Озера пасти?

-А что тут понимать,- вздохнул Иван,- Забитые олешки,- одна бумажка, новые пастбища,- другая... Начальству ведь что важно, чтобы этих бумажек,- побольше было, и цыфры в них покрасивее. Им ведь что надо,- отрапортовать, медали получить, а как люди живут,- не важно...

Наконец, олени пробежали, а праздник переместился на главную площадь. Чего тут только не было,- соревнования по бросанию чаата (специального кожанного аркана для ловли оленей), стрельбе из лука и даже метанию копий. К вечеру, когда все состязания были закончены, призы победителям (фотоаппараты, радиоприемники и даже один магнитофон), розданы. Иван дернул Лирина за рукав.

-Пошли. Больше ничего интересного не будет. Сейчас начальство начнет выступать, грамоты передовикам раздавать, потом все пить станут. Лучше пойдем домой, охоту на Черта обсудим.

Hosted by uCoz