ЗАИМКА.
На следующий день тройка шаманов,- местный Иван, и два лгородских╗: Лирин с Ратиком, наконец, смогли отправиться на Чертово озеро. Ехали на двух нартах,- на передних,- люди, а на задних, олени которых были привязаны кожанным ремнем к специалиному крюку на лголовных╗,- разобранная яранга и запас продовольсткия.
-Володьку-то я заставил позабыть как его спасли, однако память о том, что найден он был Ратиком,- оставил,- рассказывал Иван.
-Зачем?
-А чтоб уважали! А то многие из наших думают, что если мальчишка,- значит шаман,- совсем никудышный.
-А от
алкоголизма
Вы его тоже
вылечили?
-Надо бы, но
нельзя.
-Почему.
-Не поймут,- обьяснил Иван,- Подумают: как это,- простую воду пить может, чай, молоко,- тоже, а лвеселящее питье╗,- нет. Значит, колдуны из города,- злые, порчу навели. Да и потом,- не поможет это,- ну что изменится, если одит мальчишка пить перестанет. Тут какие-то другие меры нужны.
-Какие?- спросил Ратик.
-Знать быЕ
-А, может, вообще продажу спиртного запретить надо бы?- вмешался Лирин,- Вон, на Аляске, когда-то сухой закон был, так там до сих пор так не пьют. Ни иннуиты, ни индейцы.
-Тек водку или вино у нас и так редко продают,- вздохнул Иван,- Не помогает. Одеколон пьют, лекарства, что на спитру. А тут еще и геологи.
-А геологи-то при чем?
-На спирт да водку меха меняют. Я уж не знаю, зачем они в экспедиции ездят,- не то недра разведывать, не то пушнину скупать!
-Так ведь, вроде, запрещено это?
-Запрещено? Ты что, Лирин, в лзагранку╗ не ходил?
-Почему лходил╗? Я и сейчасЕ
-Ну так сам, скажи, вам там, в иностранных портах всякий товар, для перепродажи, скупать разрешают?
-Какое там,- хохотнул Кэп,- Запрещают, конечно! Но все равно,- скупают, а чеще меняют на водку, или российские деликатесы,- икру, например!
-Ну вот и у нас так же. Опять же,- запреты,- они только для простых смертных, а начальству,- все можно!
-Это верно. Слушай, Иван, а это Чертово озеро, далеко?
-Еще не близко. Завтра доедем,- один день придется в дороге переночевать, а завтра к полудню,- там будем.
-Значит на ночь ярангу соберем?
-Зачем? Здесь по дороге домик есть,- там и заночуем.
-Домик? А кто там живет?- поинтересовался Ратмир.
-Сейчас,- никто, а зимой,- охотники-промысловики иногда ночуют.
-У него что, хозяина нет?
Шаман посмотрел на Ратика, словно удивляясь, как это тот простых вещей не понимает:
-Говорю же,- охотничий домик!
-Так кто же за ним следит? Ведь в любом жилье порой нужно что-то подремонтировать, поправить?
-Охотники и следят. А хозяин, что ж, есть у него и Хозяин, думаю, познакомишся еще.
Сказал и замолчал. Должно быть решил, что и так все ясно. Но Ратик переспросил:
-Как это они следят? По очереди? Они что, дежурство устанавливают?
-Зачем лдежурство╗. Кто в домике заночует, сам смотрит,- нужно что-то поправить,- отремонтирует, нужно дровишек добавить,- нарубит, есть у него какой избыток соли, чая, сушенного мяса, или консервов каких,- оставит немного,- мало ли что в тундре да лесу бывает,- может с кем и беда случится,- порой припасы иза даже жизнь спасти могут.
-Так там и припасы есть?
-Конечно!
Нет, никак Ратмир не мог понять здешних правил,- стоит, выходит, в чистом поле избушка, а в ней и дрова припасены, и еда разная.
-Так неужно не находится лихой человек, который все заберет, дрова пожжет да уйдет себе, даже не поблагодарив.
-Вообще-то может такое случиться. Но потом ему лучше с Камчатки уезжать поскорей.
-Почему? Кто узнает, что это он напакостил.
-Узнают. Да и Хозяин его непременно пометит.
Путь нарт пересекла еще одна колея от вездехода. На этот раз, похоже, свежая,- даже вывороченный мощными гусеницами дерн еще не подсох.
-Вот, горе, ну разбойники!- воскликнул Иван, и, остановив олешков, бросился к какомуЧсерому холмику. Ой, да это и не взгорок вовсе,- лежит посреди тундры оленья туша. Почти целая,- только без задних ног.
-Это Черт?
-Черт, да не тот. Геологи. Видать подстрелили, да и бросили почти все,- только окорока отрезали, да печень взяли. Местный бы так никогда не поступил. Он бы и шкуру забрал, и мясо и потроха,- ведь в олене,- все в дело идет, вернее раньше шло.
-Раньше? А сейчас?
-И сейчас,- когла оленеводы забивают. На кочевье. А если в поселке,- то только мясо и шкура. Даже рога бросают.
-Почему?
-Не успевают перерабанывать. План то начальство спускает только по мясу и шкурью,- а все остальное,- никому не нужно. По- хорошему,- надо бы цех строить, для переработки внутренностей, жил, костей, но только это местным господчикам не интересно. За мясо,- их хвалят,- а все остальное,- так и вывозят на свалку,- песцам. А все оттого, что настоящего хозяина нет.
Шаман походил вокруг туши.
-И ведь недавно совсем убили. Нет, вы как хотите, а я все-таки освежую, заберема что сможем. Хоть и жалко времени, но нельзя столько добра впустую губить.
Только поздно вечером доехали до охотничьего домика. Небольшая избушка, хоть и потемнела от времени, но выглядела еще вполна крепенькой. Дверь снаружи была приперта колом,- значит внутри никого нет, но Шаман, тем не менее, вежливо постучал, а входя отвесил низкий поклон.
-Здоров будь хозяин сего жилья! Мы путники мирные, прохожие, не разбойники, не душегубцы. Дозволь в доме твоем ночь переночевать. Мы,- люди мирные, порядки знаем, ничего не порушим.
Ратмир удивленно посмотрел на Шамана,- к кому это он в пустой избе ибращается, да еще и зовет уважительно, лхозяином╗? Потом догадался, взглянул со стороны Зеленой Тропы,- так и есть,- сидит на печке мужичок. Сам махонький, башка здоровенная, весь серый,- не то шерстью порос, не то просто одежда у него такая, косматая.
-Ишь ты, углядел-таки,- хихикнул домовичок,- Глазастый! Меня- то не всякий видит! Не зря с Шаманом приехал. Не всякий видит, да всяк уважает, а кто уважает, тот привечает. И ты, не чинись, давай, поклонись, голова, хоть качается, да чай, не отвалится!
Ратмир ошеломленно поклонился.
-Здравствуйте, Дедушка. А Вы кто?
-Сам и сказал, к чему спрашивать? Дедушка я, этой избушки Хозяин.
Так вот о каком Хозяине Иван рассказывал!
-Что, увидел Хозяина?- улыбнулся Шаман.
-Увидел.
-Ну то-то. А еще спрашивал, есть ли кому за избушкой приглядекть. Не беспокойся, Дедушка,- хозяин строгий,- если увилит, что кто в жилье озорует,- мигом накажет,- или уголек в пимы подбросит, или замок у ружья сломает. А хорошего гостя,- приветит,- согреет, добрый сон пошлет, а надо, так и от лихоманки вылечит. Так-то.
Ратмир кивнул.
Иван споро развел огонь в печи. Пояснил:
-Вот сейчас мы пользуемся дровами, который заготовил предидущий гость- постоялец, а уезжать будем,- сами для следующего заготовим. Я еще зегода в распадке три сухостойных лесины приметил.
Через короткое время вода закипела. Иван бросил в котелок немного оленины, добавил соли, несколько горстей сушенных кореньев.
-Знатная похлебка будет!
-Ну и ладно,- согласился Лирин,- А покуда варится, ты мне лучше скажи, не припомнил ли чего нового про Черта.
Шаман только руками развел:
-Да уж, вроде, рассказал все.
-Да, рассказал,- согласился Лирин,- Да только из рассказа твоего,- странная картина получается. То он на задних ногах ходит, то на всех четырехЕ
-Ну это как раз дело немудренное. Вон медведь,- тот тоже,- то на двух шастает, то на всей четверне, как собака.
-Так может это медведь и есть?
-А не то люди бы медведя не узнали! Стал бы я вас из-за косолапого в такую даль вызывать.
-Может спьяну кто перепутал?
-Наши люди, хоть спьяну, хоть спросонья, медведя от Черта отличат. Да и олешкиЕ Не мог их мишка так порвать.
-Ну это тебе виднее.
-Да и зверь, которого я видал на озере,- на топтыгина никак не похож.
-Ну та тварь, думаю, вообще статья особая. Он тоже вряд ли мог оленей разодрать.
Тут Ратмир решил вмешаться:
-Слушайте, а может их там несколько видов, чертей-то?
-Несколько? Только этого не хватало! Нам бы хоть с одним разобраться!
Люрин немного помолчал, задумчиву посасывая трубочку, потом вопросительно пожднял глаза на Шамана.
-Ваня, а оборотень это быть не может?
Тот даже руками замахал:
-Какой оборотень! Сам ведь знаешь,- Дар Оборотничествав,- штука не случайная. Тут необходимо соответстие архетипу этноса. Ну есть у нас предания о людях- волках, медведечеловеке,- тоже, но чтоб в эдакое чудище превращаться?! Это разве что у какого-то из жрецов вуду возможно! Но негров поблизости нет, это точно!
-А если кто-то из местных книжек по вуду начитался?- спросил Ратик,- И потом, так ли уж необходимо это самое соответствие, я вот, например, человекокрыса а не волк-оборотень!
-Ну во первых, в сказках многих народов колдун или ведьма могут становиться крысой,- поправил Ратмира Лирин,- А во- вторых,- для формировоания Дара одного поколения мало, так, что сколько книжки не читай,- не поможет.
-А в-третьих,- съехидничал Шаман,- Ты, перень теперь не только Крыса но и Волк! Да еще какой, сам видал!
-Да какой я вам Волк! Ц возмутился мальчишка,- Не мое это, не родное, а кроме того,- обратное превращение с такими муками идет!
-Ну и что? Вон и по сказкам оборотней при преавращении,- так и корежит! Так, что, не отнекивайся, вервольф!
-А вот и нет, я чеснок есть могу!
-Ну так оборотень же не вампир! Верфольфы, они только серебрянной пули боятся! Ну и еще святой воды.
-Ага, а я на эту воду чихать хотел!
-В том-то и дело,- покачал головой Шаман,- У оборотней от нее страшный насморк начинается, а пока они прочихаются,- убежать можно.
-Ну хватит вам дурачиться!- не выдержал Лирин,- Честное слово, как дети малые! Ты, Шаман, однако, похлебку проверь, чай сварилась, однакоЕ
-Ой, и правда,- спохватился Ратик,- Иван, а почему все уверены, что чукчи, камчадалы да эвенки все лоднако╗ говорят.
-Ну ты парень, свалил всех в одну кучу. Где чукчи, а где эвенки! Ты бы еще ости с якутами припомнил! А почему так считают, не знаю, но не от великого ума, это точно!