Крысы
в еврейской
истории и
традиции.
Еврейские
мудрецы
говорят, что
в Торе есть все,
но вместе с
тем, как ни
странно, в
тексте Хумаша
(Пятикнижия)
крыса не
упоминается
ни разу. Мышь,-
дважды, а вот
крысы вроде
бы нетЕ Почему?
Одно из
обьяснений
этому,- то, что
каждый раз
при
упоминании
мыши (а она упоминается
в списке
некошерных,
запрещенных
в пищу
животных)
говорится лА
этих не ешьтеЕ
мышь по роду
ее╗,- то есть
крыса,- лиз
рода╗ мышей,
но крыс как
таковых
никто не ел, а
вот мышей с
удовольствием
лопали соседи
евреев,
финикяне
(Цидон).
Впрочем, уже в
пророках
(Невиим),
описывается,
что когда плиштим
(филистимяне),
захватили
Ковчег Завета,
то Творец
наслал на них
кару, и
большинство
комментаторов
сходятся на
том, что карой
этой было
нашествие
крыс и мышей. Позднее,
когда царь
Ашшура
Санхерив
пытался
захватить
Иерусалим
его
многотысячное
войско было
остановлено
крысами,- в
одну ночь
крысы
погрызли
упряжь его
колесниц, ремни
щитов и
кожанные
ножны мечей,
так, что захватчикам
пришлось
убираться
без боя. Есть
мнение, что
это
произошло
возле леса,
который получил
название Яар
Хульда
(Крысиный
лес). Сейчас
этот лес
восстановлен,
и там находится
одноименный
национальный
парк, а рядом
с ним поселок
Хульда
(Крыса).
Вообще в
еврейской
традиции, по
крайней мере
до периода
разрушения
первого
храма,
отношение к этому
животному
было скорее
доброжелательное
чем
негативное.
Так одна из
пророчиц, жившая
во времена
Хизкиягу
даже носит
имя Хульда,
одни из ворот
Иерусалима
до сих пор называются
Крысиными
(Шаарей
Хульда), и
историки не
знают в честь
кого,- то-ли
зверька,
то-ли вышеупомянутой
пророчицыЕ
В
Талмуде
неоднократно
упоминается
чистоплотность
крысы. Так,-
это
единственное
некошерное
животное, в
отношении
которого мудрецы
считают, что
оно возможно
не оскверняет
воду которую
пьет, лкрыса
не роняет
слюну в воду,
и не оскверняет
ее, но другие
говорят, что
считаем воду
оскверненной,
ибо не
полагаемся
на животное╗,-
то есть в
порядке
лперестраховки╗.
В
трактате
лНэсуин╗
крыса
выступает в
совершенно
необычной
роли,- в
качестве свидетеля
при
бракосочетании,
и более того,
сумела
настоять на
исполнении
данного под ее
ручательство
слова,
заставив
расторгнуть
брак данный
вопреки этой
клятве.
В своде
еврейских
законов
лШульхан
Арух╗ говорится,
что если
накануне
праздника
Песах (Пасха),
крыса входит
в дом, и кусок
хлеба (т.е.
квасного
(хомец)а
продукта,
которое
евреям запрещено
иметь в доме)
лво рту ее╗,-
хлеб не отбирают,
но через
какое- то
время
необходимо проверить,
не оставила
ли она его.
Считается,
что обычно
крыса
аккуратно
сьедает хлеб,
не оставляя
крошек.
Ряд
еврейских
законов
касаютсяа лправ╗
животных., в
том числе и
крыс.
Еврейская традиция
не одобряет
убийство
диких крыс вне
дома, там, где
они не мешают
человеку,
более того,
наряду с
другими
дикими
животными, крыса
имеет право на
упавшие
колосья и
все, что
выросло
лсамо╗ в
седьмой
лсубботний╗
год, и
запрещено
препятствовать
ей собирать
лсвою╗ долю.
По
еврейскому
закону
человек
имеет право держать
крысу как
домашнее
животное (как
и любое
другое) и при
этом хозяин
обязан обеспечить
ее питанием,
водой и всем
необходимым
для жизни.
Живая крыса,-
не
оскверняет,
но человек
который убил
крысу или
прикасался к
ее трупу
должен
совершить
ритуальное
омовение и
выстирать
одежду.
Запрещено
причинять
крысеа
страдания, в
связи с этим
есть мнения,
что
запрещено
пользоваться
ядами для уничтожения
крыс. Есть
предание, что
некоторые
праведники
пойманных
крыс и мышей
вывозили за
пределы
поселений и
там, в
незаселенных
человеком
местах
выпускали,
для того, чтобы
избежать
бессмысленного
убийства животных.
Вместе с тем
крыса (и
любое другое
животноек)
атаковавшее
человека
может быть
убито, в том
числе в
Субботу,
когда
пролитие крови
запрещено.
В любом
случае
еврейские
законы
запрещают
кастрацию
животных (за
исключением
случаев ,
когда это
делается во
имя самого
животного,
например при
неизлечимых
заболеваниях
половых
органов, или,
по мнению
многих
авторитетов,-
для
предотвращения
нападения
животного
(например
агрессивного
быка) на
человека).
Любопытно,
что использование,
например,
кастрированного
быка в качестве
тяглового
животного
допускается,
если он был
куплен у
нееврея уже в
виде вола, и
запрещается,
если бык был
кастрирован после
того как
оказался в
еврейской
собственности
,даже если
операция
былав проведена
неевреем,
(впрочем о
тягловых
крысах мне слышать
не
приходилось,
так, что для
крысоводов
данный закон
неактуален).
В Песах,
когда
запрещено
любое
использование
хомеца, из
крысиного (и
любого
другого) рациона
следует
исключить
продукты из
муки и зерен
пшеницы, ржи,
ячменя, полбы
и овса. Мацу,-
выпеченную
по
специальной
технологии,
которая исключает
превращение
ее в лхомец╗, а
также зерна и
каши из
других
злаков и круп
давать можно
(кстати
большинство
грызунов
мацу едят с
огромным
удовольствием).
Более того, пророщенные
до стадии
листа до
начала Песаха
вышеперечисленные
лхомецовые╗
культуры тоже
можно давать.
По
Каббале,-
крыса
отражает
сущность
Справедливости.
Она может
наказывать
за зло и воздавать
добром за
добро. Есть
предание, что
крысы,
остановившие
войско
Санхерива,
помогли
евреям,
потому, что те
выполняли
заповедь о их
праве на
часть урожая
(упавшие во
время жатвы
колосья).
Существуют
хасидские
притчи о
крысах помогавших
людям,-
приносивших
целебные
травы
больным, и
даже деньги
бедным,- но
практически
всегда,- в
награду за
доброе
деяние. С другой
стороны,-
крысы могут и
наказывать,-
так известна
история о
крысе,
уничтожившей
расписки у
жестокого
ростовщика,-
но и в этом случае
зверек
выступает в
роли
носителя справедливости.
Но не
чужда крыса и
милосердия,
при условии,
что оно не
противоречит
правилам
воздаяния
лмера за меру╗.
По
еврейской
традиции
почти каждый
из животных
имеет свою
лчасть╗ в
Теиллим
(Псалмах). Крысе
предание
приписывает
слова:
лВсякая душа
будет
славить Б-га,
Хвалите Б-га╗
(по р. Исроэлю
Хас) Почему
именно эти?
Да потому что
крыса живет
вопреки
попыток
многих ее
врагов
уничтожить
весь ее род, и
в этом она
подобна
народу
Израиля, на
которой
постоянно во время
всей его
истории
вставало
множество
врагов,
тщетно
пытавшихся
истребить
его, поэтому
она и
благодарит
Творца,
который дарует
ее роду
спасение от
недругов и
гонителей.